Главная  Строительство 

Чуткое отношение к мостам

Правда, предварительные итоги прошедшего года, подведенные Комитетом по строительству, говорят о снижении темпов возведения нового жилья по сравнению с прошлогодними. Сознательная ли это политика со стороны строителей или вынужденная - вопрос вопросов. Интриги добавил и резкий скачок цен на строительные материалы, который уже привел к росту цен на строящееся жилье. Таким образом к концу года ситуация на первичном рынке заметно изменилась.

 

Уже давно известно, что отставание спроса от предложения неминуемо ведет к обострению конкуренции. Тем не менее, количество предлагаемого к продаже жилья в строящихся и реконструируемых домах продолжает расти быстрее, нежели петербуржцы успевают его покупать.

 

Себестоимость строительства, как известно, сильно зависит от стоимости собственно строительных материалов. Пока цены на них оставались относительно стабильными, строители могли себе позволить маневрировать, снижая стоимость новых квартир для стимуляции спроса. Однако, похоже, теперь у них нет такой возможности. Суровая реальность такова - повышение цен коснулось цемента, щебня, металла, то есть самых необходимых стройматериалов. В принципе подорожало все по причине роста цен на топливо и увеличения тарифов на электроэнергию и перевозки.

 


Стройматериалы как мина замедленного действия

 

Сама привязка стоимости жилья к долларам, по мнению некоторых специалистов, также со временем привела к тому, что покупатели психологически оказались не готовы к повышению цен. Дело в том, что в конце 1998 года рублевая стоимость стройматериалов была весьма низкой, в то время, как цены на жилье фиксировались в долларах. При вроде бы тех же (и даже упавших) долларовых ценах на новые квартиры из-за резкого скачка валютного курса их рублевый эквивалент вырос 4-5 раз. Не удивительно, что прибыль застройщиков в тот период зашкаливала за 100%. Теперь же после резкого подорожания стройматериалов при стабильно сильном рубле строители практически растеряли полученную два года назад ценовую фору. Уже к концу 1999 года их прибыль не превышала докризисных показателей - около 20%. Сейчас же все чаще высказывается мнение о том, что большинство застройщиков вынуждены строить чуть ли не себе в убыток. Покупатели тем временем продолжают считать, что раз доллар не растет, то и цены на строящееся жилье должны следовать его благородному примеру. На самом деле, по разным оценкам, рост цен продолжится в пределах 15-35% еще до окончания нынешнего года. Обоснование простое - если строители не повысят цены на 30-35%, то сильно рискуют разориться.

 

Резкое удорожание строительных материалов (а по данным Регионального центра по ценообразованию в строительстве, соответствующий индекс вырос в 1,5-2 раза) вынуждает идти на параллельный перенос цен в сторону их увеличения. Период дешевых квартир в строящихся домах закончился. Уже в сентябре крупные застройщики порадовали своих клиентов новыми ценами, накинув на каждый квадратный метр жилья по $20-3

 

Существует и субъективная - строителям очень не хочется спугнуть и без того скромный спрос. Демпинг выступает в этом случае как единственно возможный способ удержать капризного покупателя. Хотя вряд ли это можно считать выходом из положения, скорее более уместно говорить о хорошей мине при плохой игре.

 

Относительно плавный характер уже начавшегося повышения объясняется инерцией. Строительный процесс, как известно, весьма растянут во времени, поэтому рост цен на стройматериалы сказывается на себестоимости не вдруг, а примерно через 1,5-2 месяца. Это объективная причина.

 

Сейчас продолжают демпинговать, как правило, лишь мелкие застройщики, возводящие не более одного-двух домов. Вполне вероятно, что они смогут на какой-то короткий отрезок времени перехватить инициативу у крупных компаний, которые уже подняли цены на строящееся жилье. Однако через один, максимум два месяца и они вынуждены будут пойти на повышение стоимости новых квартир. Уже сейчас средние цены, более полугода балансировавшие на отметке около $300/кв.м., к концу 2000 года упрямо штурмуют стратегическую высоту в $350/кв.м. Ужесточение конкуренции на первичном рынке дает основания полагать, что все более важным условием для устойчивой работы строительных фирм становится наличие запаса прочности. У мелких компаний он по определению меньше. Строить и продавать построенное стало тяжелее, поэтому нельзя исключить, что в будущем году наименее конкурентоспособные фирмы окажутся жертвами рыночного естественного отбора.

 

В любом случае, по мнению специалистов, долго сдерживать рост цен строителям не удастся.

 

Динамика ввода нового жилья за первую половину года давала понять серьезность намерений строителей побить прошлогодний рекорд в миллион с лишним квадратных метров. Однако во второй половине года строители несколько притормозили. И теперь достижение гроссмейстерского миллионного рубежа - под большим вопросом. Данные Комитета по строительству о положении дел за январь-октябрь 2000 года говорят об отставании от аналогичных показателей за соответствующий период годичной давности. К ноябрю введено в эксплуатацию 537, 6 тысяч кв. м. нового жилья. Построено 102 дома, в которых вниманию петербуржцев строители представили почти 7000 квартир, что составило 484 тысячи кв.м. К этому надо добавить 16 реконструированных дома (424 квартиры), что соответствует 38,4 тысячам кв.м. И, наконец, строительство индивидуального жилья: введено в строй 77 домов на 79 квартир каждый общей площадью в 15,3 тысячи кв.м. Наиболее заметно отставание от прошлогоднего графика по индивидуальному строительству (на 26 тысяч кв.м. меньше) и по реконструкции зданий (на 24 тысячи кв. м.)

 

Рекорд под вопросом

 

Первичный рынок вступил в фазу роста цен. По этой причине начавшийся уже отток покупателей с первичного на вторичный рынок, видимо, будет усиливаться и дальше. По мере сокращения ценовой разницы между первичкой и вторичкой все более весомым аргументом для покупателя будет становиться фактор надежности сделки. А он на вторичном рынке всегда был существенно выше, чем при долевом участии в строительстве новых квартир. Даже в пиковые моменты своей популярности сделки с первичкой не превышали 30-35% от всех сделок на рынке. Сейчас их доля приблизилась к 25%. К концу года можно ожидать ее сокращение до 15-20%. При этом цены на первичном рынке, по мнению специалистов Аркады, имеют тенденцию расти с несколько большим ускорением, нежели на вторичном. Скажем, есть основания прогнозировать рост цен на строящееся жилье к концу года примерно на 15-17%, тогда как на вторичное - не более чем на 10-14%. Чтобы окончательно не упустить инициативу из свои

 

Проблемы, с которыми столкнулась строительная фирма Виадук, привели к тому, что город недополучит около 100 тысяч кв.м. жилья. Вообще, окончание строительства весьма большого количества объектов по инвестиционным договорам намечено на самый конец года. Таким образом, они будут приняты Госкомиссией уже в новом 2001 году и не зачтутся в показатели нынешнего. При том, что покорение рекордных рубежей ни в коем случае не является для строителей самоцелью, тенденция к снижению объемов строительства выглядит все-таки симптоматично. С одной стороны - повышается шанс для выравнивания дисбаланса в соотношении спроса-предложения, с другой - при весьма ограниченных покупательских возможностях граждан этот шанс скорее всего будет упущен.

 

 

Почетные звания Заслуженный строитель Российской Федера- ции получили: Юрий Михайлович Гуткин, главный гидротехник ЦНИИ технологии судостроения, Анатолий Акимович Дворецкий, первый вице-президент и главный инженер АО Концерн РОССТРОЙ, Вячеслав Васильевич Романов, главный инженер строительного управления № 4 АО ЛЕНДОРСТРОЙ. А орден За заслуги перед Отечеством II степени губернатор Яковлев вручил Виктору Алексеевичу Тюхтину, главному специалисту Санкт-Петербургского ГП МОСТО-ТРЕСТ. Об этом замечательном человеке, посвятившем свою жизнь петербургским мостам, мы и расскажем сегодня.

 

Подводя итоги года, губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев вручил в Лепном зале Смольного государственные награды Россий-ской Федерации петербургским деятелям культуры, искусства, науки и промышленности. Среди виновников торжества было и несколько строителей.

 

Тюхтин родился в Ленинградской области, на реке Свирь, а высшее образование получил в Московском автодорожном институте, который окончил во время войны. И молодой строитель стал сражаться с врагами на Южном, на 4-м Украинском, на Дальневосточном фронтах, а затем, в Северной Корее. За доблестную службу Виктор Алексеевич награжден несколькими орденами и медалями. В 1946 году Тюхтин ушел из рядов Советской Армии и поступил на работу в МОСТОТРЕСТ. Здесь он прошел путь от старшего инженера до главного инженера и главного специалиста. Его работа отмечена медалью За доблестный труд и званием Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства. Среди достижений Виктора Алексеевича 11 авторских свидетельств, Золотая и Бронзовая медали ВДНХ.

 

В. А. Тюхтину в апреле 2000 года исполнился 81 год, но он по-прежнему работает с полной отдачей, поражая своих коллег энтузиазмом. Когда дело касается работы, он заводится с полуоборота, - говорят о нем друзья. Хотя в общении с товарищами Виктор Алексеевич всегда мягок и отзывчив. Беседовать с ним - одно удовольствие! Его знания обширны и разносторонни. Он отличный знаток театра, истории и архитектуры нашего города. И все-таки заметно, что петербургские мосты он любит больше всего на свете. Стоит коснуться этой темы, как лицо Виктора Алексеевича буквально расцветает.

 

А теперь давайте вернемся, как говорится, к первоисточнику, и зададим несколько вопросов самому А. В. Тюхтину.

 

Получая в Смольном орден За заслуги перед Отечеством II степени, Тюхтин поблагодарил губернатора Яковлева за его чуткое отношение к мостам. Но, конечно, эти же самые слова можно переадресовать самому Виктору Алексеевичу. О Тюхтине ходят легенды, что он невооруженным глазом видит как мосты колеблются даже при незначительных нагрузках. К тому же, Виктор Алексеевич, словно опытный врач, мгновенно распознает причину болезни любого моста. Говорят, после окончания капитального ремонта Большеохтинского архитекторы и строители долго ломали голову, почему он не разводится. А Виктор Алексеевич приехал с блокнотом и карандашом и несколько раз прошелся по этому сооружению. Потом чиркнул что-то в своем блокнотике и сказал уверенно: Вот здесь 60 тонн противовеса не хватает. Послушались главного специалиста. И мост сразу же навелся!

 

- Да разве можно выбрать? Я их всех очень люблю. Вот, к примеру, Троицкий. Разве не чудо-красавец?!

 

- Виктор Алексеевич, какой мост в нашем городе у Вас самый любимый?

 

- Проект создавала французская фирма Батиньоль, в составе которой числился Эйфель. Но был ли он участником данного проекта - не доказано.

 

- А правда ли, что этот мост создан по проекту А. Г. Эйфеля, автора парижской башни?

 

- Это практически все мосты через Неву и ее рукава. Например, мост Александра Невского, Литейный, Кировский, Тучков мост и др. Это и разные транспортные развязки - на Кировском шоссе, на проспекте Славы, на Витебском проспекте.

 

- Виктор Алексеевич, а на каких объектах Вам доводилось работать?

 

- Мне довелось принимать участие в отработке технологий применения новых материалов при создании транспортного туннеля на площади Победы, при реконструкции набережной Обводного канала.

 

- А что нового применялось Вами в технологии строительства или реконструкции?

 

- А многое ли пришлось менять при ремонте Большеохтенского моста? Мне показалось, что он удивительным образом похорошел.

 

Мы разработали и внедрили новые конструкции тонкослойных покрытий на плитах разводных мостов - Литейного, Дворцового, Володарского, Б. Крестовского, моста Лейтенанта Шмидта.

 

- Виктор Алексеевич, Вы - обладатель бесценного опыта. А каким способом Вы собираетесь им делиться? - Моя мечта - написать книгу. И название уже придумал: Мосты и люди. Есть что вспомнить и о чем рассказать. Никогда, например, не забуду лекции, которые слушал у Григория Петровича Передерия, превосходного специалиста в области мостостроения. Жаль, что времени у меня маловато - руки не доходят взяться за перо:

 

- С момента открытия в 1911 году этот мост, получивший имя Петра Великого, не один раз реконструировался. Так, в 1926 году его деревянные части были заменены металлическими. Сегодня мост снова приведен в порядок. Все необходимые металлические части отреставрированы. Мост не только заново покрашен, но и удачно подсвечен. Вот он и заиграл. Пожалуй, из недоделанного осталась только надпись золотыми буквами на памятной доске Мост Петра Великого. Так хочется, чтобы воссоздано было и это! Что касается принципиальных изменений конструкции, то они коснулись лишь разводной части моста. В механизме разводки мы применили новые парные гидроцилиндры, используемые в ракетной технике. Если в прежних одиночных цилиндрах давление было 60 атмосфер, то в новых - 200 атмосфер. К тому же, парные гидроцилиндры воздействуют одновременно на хвост и нос конструкции. В результате мост стал разводиться намного быстрее. Да и практически бесшумно.

 

Беседу вела

 

- Обязательно найдите время для своей книги. Ей цены не будет! И примите наши поздравления с новой наградой. А еще хотим поблагодарить Вас за усердную заботу о наших питерских мостах. Им без Вас, а нам без них - пришлось бы ой как туго!

 


Важней всего погода в доме.... В программе интерьеры ххi века.... Компания «урса евразия» подводит итоги года. Шелк на стенах. Защитим деревянные конструкции. Здания петербурга прихорашиваются. <круглый стол> на торжковской. Губернатор за ладожский вокзал. Наружная реклама: со щитом или на щите?(1). Стены и потолки: раз и навсегда. Кто-то теряет... а кто-то находит. Удешевление профилей фирмы gealan. Городской заказ петербурга.

Главная  Строительство 



0.0014

 
Яндекс.Метрика