Главная  Строительство 

Строители в поисках земли обетованной

К сожалению, сегодня, если спросить на улице прохожего, что такое ампир, модерн или барокко, в ответ часто произносится невразумительный ответ. Задача данной статьи - постараться восполнить этот информационный пробел.

 

Издревле человек всячески стремится приукрасить свое жилище. Первобытные люди устилали пещеры шкурами мамонтов, мастера Древней Греции и Древнего Рима наносили фрески на стены и мозаику на полы, в королевских дворцах средневековья появились гобелены и пр. Каждый временной отрезок, который проходила цивилизация, накладывал определенный отпечаток на украшение интерьера.

 

Египетский стиль - первый из величайших стилей мировой культуры. Интерес к нему периодически то затихает, то возрастает. В XIX веке наблюдался период повышенного внимания к египетскому наследию, что нашло отражение в оформлении интерьеров того времени.

 

Стиль от Рамзеса

 

Образный строй архитектуры и искусства Древнего Египта отличается удивительным сочетанием монументальности, лаконичности и совершенством изящной пластики. Статичность геометрических форм и поз изображаемых персонажей, в их вечном покое, создавали атмосферу особой торжественности, сдержанной приподнятости и значимости. И именно эта образность наряду с характерными изобразительными и пластическими приемами дошла до современности. Сейчас мотивы Древнего Египта активно используются при оформлении жилых интерьеров.

 

И сейчас, попадая в дом, где сохранились элементы декора, созданные в XIX столетии, можно увидеть любимых персонажей египтян - чудовищ с туловищами людей и головами животных, священных животных: скарабеев, змей, кошек. Сфинксы как воплощение мощи, пирамиды и геометрический орнамент, фараоны с характерными атрибутами власти также возвращают нас к египетскому стилю.

 

Эллинская культура, столь отдаленная веками, тоже наложила отпечаток на современные жилые интерьеры. Из эллинского периода дошла до нас планировка частных домов, обращенная внутрь.

 

Прекрасны вы, брега Эллады...

 

Пол украшался мозаикой из раскрашенной мелкой гальки, цветных ракушек, стекловидных сплавов. Этот прием, перенесенный на стены, используется и сейчас. Фресковые росписи стен всегда были орнаментальными. Популярностью пользовались и геометрические орнаменты, особенно меандры и стилизованные элементы местной флоры (лавр, акант, плющ). Дом охраняли маски Диониса и Артемиды, а в качестве декораций широко использовались украшения и утварь из глины.

 

Центром жилого строения являлся внутренний дворик. Традиционно он был обнесен колоннадой (перистиль), который являлся средоточием жизни всей семьи. Колонны были решены в характерной для данной области ордерной системе. Каждый ордер имел свое пропорциональное строение и свою систему декора: дорический - строгий и лаконичный, ионический - изящный, утонченный женский ордер, с характерными закруглениями валют, коринфский - декоративный растительный ордер. Они во многом определили формирование последующих стилей мирового искусства.

 

Форма немногочисленной обстановки диктовалась образом жизни. Обычай принимать пищу лежа породил ложе (клине), состоящее из каркаса, изголовья и изогнутых ножек. Клине украшалось инкрустацией из слоновой кости, черепахового панциря, рога, стекла.

 

Эллины устраивали бассейны, украшая их дно мозаикой. Двери стали обрамляться мраморными наличниками, мрамором отделывался и порог, а стены также расписывались под мрамор.

 

Из сплава культур греков и этрусков возник римский (патрицианский) стиль. Римский стиль имел ряд особенных черт, нашедших воплощение в планировке и оформлении жилища. Центральной, главной частью римских домов, был зал-атриум, часто имевший верхнее освещение. Греческие ордера римляне дополнили еще богаче декорированным композитным ордером, сочетавшим элементы коринфского и ионического. Отделку и убранство городского жилища, называемого домус, определяло стремление к роскоши и большим масштабом. Все больше помещений располагалось вокруг атриума: спальни (кубикулы), зимние и летние столовые (триклинии), кабинет хозяина (инум) с библиотекой.

 

Все дороги ведут в Рим

 

В росписях стен особой популярностью пользовались контрастные сочетания красного или белого с черным. Растительность, особенно лотос и папирус, в стилизованном виде переносилась в архитектурные детали. Такие приемы, как расположение семейного очага в центральной зале, наличие в доме термы (бани) с бассейнами горячей и холодной воды, да и собственно водопровод пришли к нам из Древнего Рима.

 

Однако, как и в греческих домах, любовно отделанный внутренний дворик - перистиль - оставался гордостью хозяев. Отделка, характерная для римского периода, включала цветную мозаику, плитку из керамики и мрамора, которой мостились полы комнат. Детали стен (цоколи, карнизы, бордюры) украшались орнаментами. Наряду с греческими пальметтами, меандром, листьями аканта и лавра, появляются специфические лавровые венки, орлы, играющие амуры и психеи.

 

Бронзовые треножники и курильницы для благовоний, канделябры, дверные ручки-кольца в виде Медузы Горгоны, сосуды для кипячения воды (самовары) на трех ножках в виде птиц, звериных лап, вазы из полудрагоценных камней. Вся эта богатая утварь дополняла интерьер патрицианских домов.

 

Мебель изготовлялась из разных пород дерева. Легко привился в Риме греческий обычай возлежать во время еды и пира. Римские ложи имели точеные ножки в виде лап животных. Полукруглые изголовья украшались инкрустацией, а также бронзовыми головами львов, лошадей. В спальнях стояли маленькие деревянные или бронзовые столики на трех ножках для светильников.

 

Римский стиль подготовил рождение нового стиля - стиля Византийской империи.

 

По-нашему, по-византийски

 

Купольные сооружения символизировали небесную сферу и обращение к Богу. Купол опирался на четыре массивные опоры, расположенные по углам. Пересечение образовавшихся проходов образовывало форму креста - впоследствии типичную для христианской архитектуры. Жилые и парадные помещения располагались на втором этаже вокруг главного зала и были связаны коридорной системой. Многочисленные ниши, дверные и оконные проемы богато декорировались орнаментом.

 

Главная роль в интерьере в Византии принадлежала цветному мрамору и мозаике. В отличие от античных мозаик, набиравшихся из морской гальки и кусочков разноцветного мрамора, здесь применялась мозаика из цветного стекла - смальты.

 

Многообразная утварь византийцев богато декорировалась, особенно часто это делалось украшениями из эмали. Эмалями украшались иконы, посуда и ювелирные украшения. От римлян византийцы переняли технологию цветного стекла и научились его гравировать. Из стекла изготовлялись витражи, расписанные цветными эмалями. Для украшения интерьера применялась плитка, покрытая глазурью, а также изделия из слоновой кости.

 

Яркая образность и символизм христианства нашли отражение в искусстве и архитектуре Византии. Для золотого фона использовали прозрачную смальту с прокладкой из золотой фольги. Получалось мерцание, лишавшее стену привычной материальности. Такой эффект придавал совершенно новый смысл архитектурному пространству. Этим божественным светом византийцы стремились пронизать мозаики, фрески и иконы.

 

 

Игра в пятнашки по-крупному

 

Хронически узким местом в деятельности инвесторов и девелоперов традиционно считается проблема получения выгодных участков под строительство. В то же время властные структуры считают, что в городе слишком много недостроя, что наводит на мысль о недостаточно эффективном использовании уже выделенных пятен. Итак: строители с удвоенной энергией штурмуют инстанции в борьбе за право строить, а власти пытаются навести порядок, внедряя все новые правила игры.

 

Гораздо больший разброс вариантов характерен для инвестирующих в строительство жилых объектов. Накал конкурентной борьбы столь высок, что инвестор вплоть до положительного решения инвестиционно-тендерной комиссии не может быть уверен в том, что его заявка на пятно не пропала даром. Отсюда и особенности тактики, которой придерживаются большинство строительных компаний. Практикуется подача заявок про запас. Скажем, инвестор планирующий освоение всего-то нескольких участков, обычно подает до 20-30 заявок. Рекордсмены умудряются обозначить свои интересы по сотне участков и даже более.

 

Статистика показывает, что в первом полугодии этого года число заявок на строительство в пределах Санкт-Петербурга превзошло показатели за весь прошлый год. Увеличилось число желающих строить как жилье, так и гостиницы, b2b -центры, торговые объекты. При этом инвесторы, нацеленные на возведение коммерческой недвижимости, как правило, достаточно ясно представляют, какое пятно наилучшим образом соответствует их планам.

 

Специалисты агентства Аркада считают, что эта разноголосица может быть объяснена отличиями в степени проработанности проектов. Чем более грамотный и взвешенный рынок инговый анализ предшествует подаче заявки, тем более вероятно положительное решение инвестиционно-тендорной комиссии. В противном случае Управлению инвестиций Комитета по строительству администрации Петербурга приходится сталкиваться с лавиной непроработанных заявок, удовлетворить которые бывает затруднительно даже при большом желании.

 

Таким образом, по мнению строителей, повышается вероятность того, что им достанется хоть что-то. Правда, статистика отсева поданных заявок в разных фирмах заметно отличается. Большинство склонно прогнозировать удачный результат лишь в 10-15% от общего количества своих заявок. Но есть и те, для кого удовлетворение своих амбиций не менее чем в 60-70% случаев - вполне привычное дело.

 

Впрочем, властным структурам, видимо, не с руки распределять призовые места. Сейчас городская администрация предпочитает действовать иначе. Делается ставка на естественный отбор участников рынка посредством организации открытых торгов на право заключения предварительных инвестиционных договоров. Победителей ждет гарантия закрепления за ними желанного пятна. Разработав инвестиционно-тендерную документацию на этот участок, фирма получает право на реализацию своего проекта.

 

К примеру, случаются и вовсе курьезные казусы - на каком-то из этапов рассмотрения заявки может выясниться, что строительство на запрашиваемом участке невозможно по причинам чисто объективного характера. Процент подобных заявок в стиле авось повезет, к сожалению, крайне велик. Получается, что Управление инвестиций вместо того, чтобы всецело посвятить себя ответственной экспертизе перспективных проектов, вынуждено тратить драгоценное время на заведомо авантюрные инициативы иных строительных фирм. Не удивительно, что в последнее время все чаще слышны предложения известных крупных застройщиков ввести некий ценз для желающих получить строительные пятна. Вот только по каким критериям и кто должен определять, способна ли фирма реализовать свой проект, - большой вопрос. Да и как обеспечить объективность процедуры...

 

Большей популярностью пользуются участки под строительство коммерческих объектов. Согласно распоряжениям губернатора, подобные пятна можно приобретать на льготных условиях - все лишь по однократной рыночной цене. После получения вожделенного пятна строители обычно пытаются подкорректировать проект. Цель - добиться максимальной его окупаемости за счет трансформации, например, гостиницы в многофункциональный комплекс с большой долей элитного жилья, площадей торгового назначения или комбинированного b2b -центра. Подобные рынок инговые хитрости помогают снизить затраты даже на начальном этапе строительства.

 

Пока торги проводились только два раза. Бюджет города пополнился более чем на $2 млн. Это разница между начальной ценой и ценой победителя. Строители в большинстве своем без восторга взирают на подобную практику. Приобретение участка по явно завышенной цене увеличивает себестоимость строительства, а следовательно, снижает рентабельность проекта.

 

Существует такое прискорбное явление, как нецелевое использование пятен под строительство. В этих случаях застройщик уподобляется собаке на сене - ни себе ни людям. Властям надоело бесстрастно взирать на столь безответственное поведение инвесторов. Стимулировать их работу и соблюдение сроков строительства на полученных участках призвано распоряжение губернатора от 17.09.2001 г. за № 814-ра.

 

Мало получить пятно, нужно еще и что-то построить

 

Так что у инвесторов, незначительно выбившихся из графика, есть еще шанс наверстать упущенное и избежать непроизводственных финансовых потерь. На данный момент город не имеет единой базы данных по таковым фирмам. Привлечение к ответу с соответствующими последствиями станет возможным не ранее, чем Комитет по земельным ресурсам (КЗР) закончит ревизию должников. Сейчас КЗР обрабатывает сведения, которыми с ним делятся КЭПП и КГА о компаниях, обремененных объектами незавершенного строительства. Информацию планируется обновлять ежеквартально.

 

Также согласно закону О плате за землю участки с долгостроем должны облагаться налогом в двойном размере: для собственников - земельным, для арендаторов - арендной ставкой. Подобный штраф грозит тем инвесторам, которые допустили просрочку разрешения на проведение строительных работ на своих пятнах. Таким образом, инвесторам придется дорожить разрешительными решениями Управления государственного архитектурно-строительного надзора КГА - УГАСН. Потому что, начиная с даты окончания действия разрешительного срока, к ним будет применяться двойной ценовой тариф. К карательным мерам планируется приступить с января будущего года.

 

Простые смертные, замешкавшиеся с возведением домика в деревне, пока могут спать спокойно. Согласно данным Комитета по строительству, сейчас в городе официально насчитывается почти 200 объектов незавершенного строительства. Более половины из них имеют шанс быть завершенными лишь благодаря инвестициям частных дольщиков. Специалисты склонны считать, что на самом деле ситуация обстоит намного острее. Инвесторов-нарушителей сроков работ вполне может оказаться около тысячи. Так что воздействовать есть на кого.

 

Также каждые три месяца в КУГИ будут поступать сведения от КЗР об арендаторах-должниках. Аналогичные данные о провинившихся собственниках КЗР вменяется с ежеквартальной периодичностью направлять прямиком в налоговую инспекцию. В первом приближении список штрафников должен появиться уже к декабрю этого года. Начать наводить порядок власти решили с юридических лиц.

 

Много подводных камней поджидают инвесторов в море юридических тонкостей, сопутствующих любому крупному строительному проекту. Время на подготовку территории под строительство, на создание необходимой инфраструктуры также далеко не всегда поддается точному прогнозированию. Добавим еще и традиционные козни со стороны естественных монополистов, постоянно поднимающих цены на свои услуги, что заметно увеличивает себестоимость строительства.

 

Средства, которые пополнят бюджет от имени оштрафованных инвесторов, власти не считают самоцелью. Гораздо важнее добиться от строителей реальных дел по размораживанию своих объектов. Характерно, что большинство крупных застройщиков в общем и целом с пониманием относятся к инициативам властных структур по наведению порядка в этой области. Но есть и оговорки. Суть их - в пожелании властям и соответствующим ведомственным структурам не рубить с плеча. Прежде всего, надо разобраться в причинах недостроя. Ведь не секрет, что часто срыв сроков строительства связан и с проблемой излишней бюрократизации в согласовательных инстанциях.

 

Намаявшись в родном Санкт-Петербурге с получением пятен, крупные строительные компании обратили свои взоры на столицу. Число таковых постепенно растет. Не оставляя надежд на расширение поля деятельности здесь, они считают перспективным начинанием и покорение Москвы. По отзывам представителей первопроходцев, там даже легче получить участок под строительство, чем в Петербурге. Процедура проще. Поэтому их не сильно смущает необходимость начинать чуть ли не с нуля.

 

В Москву! В Москву!

 

Некоторые практикуют поэтапный принцип выхода на московские просторы, начиная с покорения Подмосковья, возведения там малоэтажных элитных комплексов. Кроме Москвы фигурируют и гораздо более отдаленные регионы страны. Не обижены вниманием крупных петербургских застройщиков даже Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. География жизненно важных интересов наших строителей, очевидно, будет расширяться и дальше. Однако никто еще из них не провозглашал о переносе центра тяжести своей деятельности из родного Санкт-Петербурга.

 

В огромной космополитической Москве, как выяснилось, мало кому известны даже самые раскрученные питерские брэнды. При открытии московских представительств нет особого резона делать упор на хорошо известном в Петербурге, но ничего не говорящем москвичам названии фирмы. Учитывая более высокий уровень жизни в столице, питерские строители пытаются снискать славу, прежде всего, в элитном сегменте рынка.

 


Главней всего - погода в доме. Деревня а-ля рюс. Модное дефиле комодов. Вниманию руководителей предприятий и учреждений!. Забытый памятник пром-арта. Один нефтеналивной порт хорошо, а два лучше. Путешествие в страну зазеркалье. Трубы разные нужны, трубы всякие важны. Стили в интерьере. Мебельный смотр в гавани. Строители в поисках земли обетованной. Все выше и выше, и выше.... Прогресс в новом - забота о старом.

Главная  Строительство 



0.0017

 
Яндекс.Метрика