Главная  Строительство 

Зеркало в доме

Правда, власти обещали после прокладки трамвайной линии на Лиговке вновь устроить бульвар, посадив деревья возле тротуаров – «по парижскому образцу». «Отцы города» обещали также, что с уничтожением прежнего Лиговского бульвара он перестанет носить воровской характер – исчезнут те «подонки общества», которые находили себе приют на скамейках.

 


ПЕТЕРБУРГ –БЕЗ БУЛЬВАРОВ?

В одном из недавних номеров мы рассказывали о сложной ситуации, сложившейся вокруг реконструкции бульвара на Большом проспекте Васильевского острова. К сожалению, она отражает то непростое положение, которое сложилось сегодня вокруг «зеленых островков»— бульваров и скверов в центре города. В Петербурге уже такое было век назад. Но если теперь врагами зеленых насаждений стали торговые павильоны, автомобильные стоянки и «уплотнительная застройка», то в ту пору целые бульвары вырубались ради прокладки трамвайных линий... В начале 1910-х годов развернулась настоящая экспансия трамваев на магистрали Петербурга. Страдали от нее, в первую очередь, городские бульвары. «От Лиговского бульвара осталось пустое место,— возмущался современник в августе 1913 года. – Многолетние деревья в несколько дней были вырублены по постановлению городской думы».

 

«Эпоха городского головы Глазунова ознаменовалась вырубкой Исаакиевского сада,— с сарказмом замечала одна из газет. – Эра нового городского головы, графа Толстого, открывается вырубкой деревьев Лиговского бульвара».

 

Однако хоть от бульвара не осталось и следа, но количество лиговских хулиганов не уменьшилось. Лиговка так и осталась во власти хулиганов, которые нашли себе приют среди груд развороченной земли.

 

Лиговский проспект стал не единственной жертвой «трамвайной экспансии». Следующей был бульвар на Среднем проспекте Васильевского острова, который также начали вырубать ради прокладки трамвая. «Население столицы, благодаря существующим порядкам, может остаться без садов и бульваров, этих «легких» города»,— замечал один из столичных обозревателей.

 

Многих горожан возмущала нелогичность действий властей: зачем вырубать бульвары, чтобы потом на их месте сажать новые? Ведь деревья с вырубленного Лиговского бульвара пошли на дрова, а если бы их вырыли весной или осенью, деревья можно было бы пересадить. «Рубят, но почему не пересаживают?» – недоумевали петербуржцы.

 

Не меньшее возмущение вызывало и то, что власти города принимали подобные решения без консультаций со специалистами. Одна из газет, выступившая с резкой статьей под красноречивым заголовком «Город без садов и бульваров», обратилась к городскому садовнику В.И.Визе, который мог только развести руками: ситуация, действительно, тревожная. И беспокойство вызывало не только уничтожение бульваров.

 

А потом пришел черед тополевой аллеи на Александровском проспекте (ныне проспект Добролюбова). Предполагалось превратить проспект в широкую магистраль с просторными тротуарами, а по середине его пустить трамвай. Взамен прежней аллеи власти обещали посадить липы по краям тротуаров.

 

Работы в этих парках, находившихся в ведении городского попечительства о трезвости, по словам садовника Визе, проводились неграмотно: «Место подняли, и у деревьев спирает дыхание. Там, где сейчас красуются вековые деревья, скоро будут пустыри. И Петербург станет городом без садов, парков и бульваров». Особенно тревожило то, что в вопросе о зеленых насаждениях в городе на первый план выходил вопрос о цене на землю. «Если так будем рассуждать, то Александровский сад на Невском проспекте совсем не на месте,— иронизировал современник,— там земля еще дороже»…

 

«Гибнет аллея у Царицына луга,— констатировал Визе. – Скоро там не останется ни одного дерева. Панель подняли, и в железных кругах у стволов будут постоянные озера. Что говорить об этом, когда года через два-три не будет и парков! Три парка – Александровский, Петровский и Екатерингофский обречены на верную гибель».

 

 

Археологи неоднократно находили античные вазы с сюжетными сценами, в которых красавицы в хитонах любовно разглядывали свои лица в ручных зеркальцах из бронзы. Известно, что в Древнем Риме пользовались небольшими по размеру стеклянными зеркалами. Изобретателями таких выдувных зеркал считали финикийцев, проживавших на территории нынешней Сирии и Малой Азии.

 

ЗЕРКАЛО В ДОМЕ В любом помещении зеркалу отводится совершенно особая роль. Ведь оно, помимо своей основной функции служит еще и декоративным элементом интерьера. Очень часто большие зеркала способствуют визуальному увеличению даже весьма скромных апартаментов. Какова же история этих неотъемлемых атрибутов интерьера? ДРАГОЦЕННЫЕ АТРИБУТЫ Самыми первыми, естественными “зеркалами” древнего человека были водные глади рек, озер и морей. Но уже в бронзовый век, по свидетельствам историков, их функции выполняли специальные, тщательно отполированные бронзовые пластины.

 

В начале XIV века маленькие зеркальца, обрамленные слоновой костью, черепаховым панцирем или серебром, приравнивались европейцами к драгоценным атрибутам туалета. Недаром знатные дамы и кавалеры с гордостью носили их на поясе или на груди, подвешивая на цепочку. Иногда такие зеркальца прикрепляли к крохотным сумочкам.

 

В Европу первые маленькие выдувные стеклянные зеркала были завезены крестоносцами в XII-XIII веках. В средние века их выпуском занимались мастера Венеции, работающие на острове Мурано. Между прочим, и поныне это место в Италии славится своим стеклянным и зеркальным производством.

 

А в XVII веке на французской фабрике в местечке Тур ла Виль были созданы по-настоящему большие зеркала. Их впервые в истории зеркального дела выполнили в виде плоских листов из расплавленной стекольной массы. С этого момента большие листовые зеркала стали главным украшением интерьеров королевских дворцов Европы. Они даже потеснили дорогие гобелены, занимавшие до этого первое место в убранстве дворцовых покоев. В эпоху барокко и рококо настенные зеркала обрамлялись прихотливо изогнутыми деревянными гирляндами и раковинами. Зачастую дерево покрывали позолотой.

 

АЛЬТЕРНАТИВА ГОБЕЛЕНАМ Во времена расцвета готической архитектуры получило широкое развитие витражное искусство. Витражи украшали дома знати и являлись неотъемлемой частью церковного убранства. Витражное искусство невольно способствовало дальнейшему совершенствованию стекольного, а затем и зеркального ремесел. Отныне амальгаму для зеркал стали делать из такого же свинца, что и переплеты для витражей. К тому же, новые выдувные зеркала несколько увеличили свои размеры.

 

Русский царь нашел компромиссное решение: его зеркала просто декорировали комнаты дворца, зрительно увеличивая внутреннее пространство. А вот Екатерина Великая уже с удовольствием смотрелась в зеркала, которые особенно блистательно – во всех смыслах этого слова – украшали огромный тронный зал Екатерининского дворца (арх. Б. Растрелли) в Царском селе.

 

ПРЕДМЕТ РОСКОШИ С этого момента зеркала стали подлинными предметами роскоши. Одним из первых на Руси украсил свои дворцовые палаты зеркалами Петр Великий, настоящий новатор во всех вопросах, включая оформление интерьера. Интересно, что в его Летнем дворце (арх. Д. Трезини) зеркала были развешены на стенах столь высоко, что в них даже сам Император, отличавшийся высоким ростом, не мог увидеть свое отражение. Знатоки русского быта считают, что причина такого размещения кроется в том, что прежде на Руси смотреться в зеркало считалось греховным занятием, напрасно разжигающим тщеславие человека.

 

Иллюзию разворота Парадной лестницы в пространстве дополняли и окна, симметрично расположенные по бокам лестницы, согласно принятым канонам дворцового строительства. То есть, благодаря остроумному решению архитектора, посетителям дворца казалось, что лестница пристроена к основному зданию с набережной, перпендикулярно фасаду, а не идет вдоль него. Надо сказать, что в старину иностранных гостей такое обилие дорогих зеркал в русских дворцах поражало не меньше, чем золоченые крыши и купола церквей.

 

ГЕНИАЛЬНЫЙ ОБМАН Нельзя не отметить, что Бартоломео Растрелли умело использовал приемы расширения пространства во многих дворцовых интерьерах столицы и пригородов. Например, благодаря его гениальной идее, в величественном Зимнем дворце Санкт-Петербурга Парадная лестница была обрамлена с одной стороны настоящими, а с другой— ложными окнами, со вставленными в рамы зеркалами.

 

Зеркала с серебряной амальгамой и поныне считаются наиболее надежными и влагостойкими. Хотя, в целом, зеркала не любят взаимодействия с водой и прямыми солнечными лучами, от которых тускнеют. В наше время можно приобрести и особенные— влагостойкие – зеркала, способные находиться даже под водой, например, на дне бассейна. Правда, стоят такие зеркала намного дороже обычных.

 

РТУТЬ, СЕРЕБРО, АЛЮМИНИЙ В эпоху классицизма и ампира прежде вычурные рамы зеркал вновь обрели строгие формы. В XIX веке, кроме настенных зеркал, популярность завоевали большие переносные напольные и настольные зеркала. Конструкция таких зеркал позволяла менять угол наклона зеркальной поверхности, что было очень удобно при рассматривании отражения. Небывалому распространению зеркал по всей Европе в это время содействовало открытие французом Франсуа Пти-Жаном нового способа создания амальгамы – на основе серебра, вместо вредной для здоровья ртути. К тому же, отображения лиц в зеркалах нового типа стали значительно более ясными и четкими, чем в прежних зеркалах с ртутным покрытием поверхности. В нашем веке технология покрытия зеркал амальгамой изменилась мало. Можно сказать, что два основных вида современного покрытия— это серебряное и алюминиевое. Для защиты амальгамы применяют зеркальный лак на основе алюминиевой пудры, фенольный лак или акриловые красители.

 

ТАЙНЫ ЗАЗЕРКАЛЬЯ… Большое зеркало в ванной комнате может быть повешено над раковиной или занимать всю стену за ванной. Запомните: если вы хотите наклеить зеркало прямо на стену, то перед этим надо будет очень тщательно обработать всю поверхность стены. Используемый клей ни в коем случае не должен содержать цемента,— чтобы не испортить амальгаму.

 

Из зеркал в сочетании с прозрачным стеклом нынешние мастера научились делать оригинальную мебель на заказ— для гостиных, кабинетов, спален и ванных комнат. Это могут быть журнальные столики, горки, шкафчики и стеллажи для спальни, гостиной, прихожей, кабинета или ванной. Пожалуй, именной в ванной комнате зеркала играют особую роль, помогая увеличить зрительно маленькое помещение. К тому же, за зеркальными дверцами шкафчика ванной легко скрыть предметы гигиены.

 

Существует несколько общих, хотя порой и противоречивых, правил размещения зеркал в помещении. Так, большинство психологов сходится во мнении, что не следует ставить зеркало в спальне напротив кровати. Поскольку таинственной глубиной мерцающего пространства оно может вызвать тревогу у внезапно проснувшегося ночью человека. Ведь в любом зеркале, согласитесь, кроется какая-то тайна. Недаром считается, что зеркала “помнят” все свои отражения. Навсегда! И все же некоторые дизайнеры полагают, что овальное или круглое зеркало в бронзовой раме, повешенное рядом с кроватью и отражающее свет мягких ночников, создает в спальне необычайно теплую интимную обстановку.

 

Обратите внимание, что нередко для крепления зеркала на стену комнаты или дверцу шкафа используют металлические крепления. Надо помнить, что в местах соприкосновения металла и стекла требуются мягкие и пористые прокладки – картон, натуральная пробка, пластмасса. Без них зеркало, скорее всего, отколется.

 

И еще. Согласно некоторым народным поверьям, нельзя вешать зеркало в прихожей так, чтобы оно отражало входную дверь, “выманивая” из квартиры удачу. Впрочем, есть и другое мнение, по которому зеркало напротив входной двери ограждает семью от дурных намерений гостей. Но, как бы то ни было, во всех случаях важно, чтобы зеркало в прихожей было достаточного размера для отражения фигуры целиком, а не только по пояс. Только тогда выходящий из дома человек будет уверен, что в его внешнем виде все в полном порядке. Кстати, если прихожая выдержана в современном стиле, то и зеркало в ней не должно иметь сложную по декору раму, здесь подойдет самый простой вариант по оформлению и крепежу.

 

УРОКИ РАСТРЕЛЛИ

 


Керамическая плитка: «достоверно о всех стилях и направлениях». «текс» рекомендует – гипсовые смеси «плитонит». Царский юбилей под знаком экономии. Know-how! быстросборные полы из массива – экопол. Дело в шляпке: крепеж. Мостовые – сплошная катастрофа. «алютех»: система рамного остекления без терморазрыва alt с48. «шику, блеску дай…». Комплексное строительство: воспоминание о будущем. Московские ворота: разрушенные и возрожденные. Слово о сухих строительных смесях.

Главная  Строительство 



0.0035

 
Яндекс.Метрика